Причины нарушения осанки у детей
Lerunamedica.ru

Медицинский портал

Причины нарушения осанки у детей

Искривление осанки у детей

Осанка – это не просто красивое положение позвоночного столба, благодаря чему человек выглядит статным. Осанка влияет на функционирование многих внутренних органов. Наиболее часто с нарушением осанки сталкиваются еще в детском возрасте. Какие виды нарушения осанки у детей бывают, и как ее правильно сформировать?

Для начала необходимо понять, какое положение тела является для человека правильным:

  • голову человек держит прямо;
  • изгибы позвоночного столба физиологичные, равномерные;
  • лопатки и плечи – на одном уровне.

В этих простых истинах заключена огромная составляющая здоровья человека. Важное дополнение к предыдущему правилу – осанка должна быть для человека естественным положением тела, то есть никаких напряжений и усилий при этом он не предпринимает. Искривление осанки у детей случается чаще, чем у взрослых людей, и прогрессирование заболевания у них идет ускоренными темпами.

Во-первых, костная система ребенка очень гибкая, и это представляет опасность, ведь искривление может очень быстро достичь тяжелой стадии. Во-вторых, терапия детей представляет некоторую сложность, ведь юные пациенты не всегда осознают опасность того нарушения, которое у них имеется.

Необходимость длительного провождения времени за чтением книг или письмом только усугубляет ситуацию. Но если ребенок будет в точности соблюдать все рекомендации врача, то совсем скоро анатомия опорно-двигательного аппарата восстановится, и нависшие угрозы (последствия и осложнения искривления осанки) уйдут.

Виды нарушений

Осанка может быть нарушена в двух плоскостях. При отклонении ее влево или вправо говорят о сколиозе, или сколиотической осанке. Здесь все предельно понятно: одна сторона (бок, плечо и другие части туловища) расположена выше другой, то есть если провести невидимую линию на симметричных парных элементах (например, лопатках), то она не будет горизонтальной полу.

Есть еще и саггитальные деформации. Их разновидностей намного больше:

  • Плоская спина. При этом наблюдается сглаженность всех физиологических прогибов.
  • Шейный лордоз. Имеется изгиб в шейном отделе позвоночника.
  • Грудной кифоз. Спина у ребенка сильно вогнута внутрь. Грудь при этом, наоборот, напоминает форму колеса.
  • Поясничный лордоз. При этом состоянии физиологический лордоз в области позвоночника имеет гипертрофированные размеры, позвоночник в области поясницы сильно выдается вперед.
  • Круглая спина. Эта форма очень похожа на грудной кифоз, но дополнительно к нему у малыша имеется еще сглаженный физиологический поясничный лордоз.
  • Сутулость. Плечи ребенка сильно выдаются вперед относительно плеч.

Из всех представленных типов наиболее часто встречается сколиоз, а также сутулость. Формирование осанки, равно как и нарушения, происходит очень медленно, но со временем процесс окостенения дает о себе знать, и формируется привычное положение тела ребенка, которое и называют его осанкой.

Причины

Как только ребенок сможет сидеть, начинается формирование его осанки, и от того, какие движения будут присутствовать в его жизни, зависит будущая анатомия позвоночного столба. Но существует ряд факторов, которые провоцируют неправильное развитие опорно-двигательного аппарата. Их делят на врожденные и приобретенные. К врожденным относят следующие причины.

Кривошея

Врожденная мышечная кривошея сопровождается наращиваем мышечных волокон (кивательной мышцы) с одной стороны. Обычно такое нарушение происходит только с одной стороны, но в редких случаях диагностируют и двухстороннюю врожденную кривошею. Лечение необходимо начинать уже со 2–3 недели жизни малыша. Чуть позднее мышцы уже могут достаточно окрепнуть, и тогда даже ортезы на шею ребенку надеть будет сложно.

Родовая травма

Так принято называть травмы, которые получает новорожденный во время прохождения родовых путей. При родовой травме позвонки и ребра малыша могут быть прижаты или придавлены, что скажется на развитии этого участка позвоночника. Сегодня неонатологи тщательно осматривают малышей, выносят свой вердикт, после чего малышу назначают лечение. Прогнозы по таким случаям – очень хорошие.

Дисплазия

Слабая развитость костей позвоночного столба замечают не сразу. У таких детей позвоночный столб несколько тоньше и слабее, чем он должен быть в соответствии с его возрастными и иными характеристиками. Если своевременно обнаружить такую проблему и приступить к ее решению, то можно достичь хороших успехов.

Проблемы с формированием позвоночника

Чаще всего говорят о внутриутробных нарушениях, а точнее – о генетических отклонениях. Есть ряд заболеваний, симптоматика которых предполагает неправильное развитие костной системы, а значит, младенец обречен на постоянную борьбу за свое здоровье.

Из всех этих причин только последняя крайне плохо поддается коррекции. Все остальное можно исправить упорным трудом в течение первого года жизни малыша. К приобретенным факторам, провоцирующим нарушение осанки, относят следующие состояния.

Скудное и нерегулярное питание

Недостаток витаминов и минералов в детском возрасте играет решающую роль в вопросе здоровья крохи. Особенно катастрофическим является недостаток витамина Д, кальция и фосфора. Витамин Д синтезируется в организме под воздействием солнечного света, но его не всегда бывает достаточно, да и не все современные дети проводят достаточное количество времени на улице.

Отсутствие достаточной физической нагрузки

Многие системы в организме развиваются только тогда, когда их стимулируют внешними факторами. Так можно сказать, например, о мышцах, которые растут при достаточной физической нагрузке. Точно так же ведут себя и кости: они становятся крепче тогда, когда ребенок ходит, бегает, двигается, то есть занимается физкультурой.

Неправильно подобранная мебель для занятий

Это очень важный фактор, на который должны обратить внимание все родители. Большой письменный стол, за которым сидит папа, не годится для занятия его сыну – школьнику младших классов. Для выполнения заданий последнему приходится вытягиваться, напрягать шею и плечи, что не лучшим образом сказывается на формировании осанки. То же самое касается и стола, из которого школьник уже вырос. Сидя за низким столом, ребенку приходится постоянно нагибаться, опуская плечи.

Плохое освещение рабочего места

Если плохо светит лампа, то ребенку приходится напрягать глаза. Он инстинктивно поддается вперед, вытягивает шею, голову, а плечи при этом остаются сзади. Так формируется шейный лордоз.

Слишком мягкая постель

Далеко не все родители ответственно подходят к вопросу сна, и напрасно. Человек проводит во сне около 8 часов в день, а это треть жизни. В мягкой постели так приятно лежать, но никакой поддержки для позвоночного столба такая кровать не производит. В итоге позвоночник сильно прогибается, и искривление усугубляется.

Привычка читать лежа

Считается, что такое положение тела крайне негативно сказывается не только на формировании осанки, но и на зрении. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют читать только сидя.

Ношение тяжелых предметов (чаще – ранца или сумки) только в одной руке

Школьник инстинктивно при этом приподнимает это плечо и руку, и они оказываются выше относительно симметричных участков тела с другой стороны.

Некоторые заболевания

Так, остеомиелит, туберкулез, полиомиелит, красная волчанка и многие другие заболевания способствуют развитию сглаживаний и искривлений позвонков. Кстати, педиатры считают, что ранняя постановка малышей в ходунки и прыгунки также негативно влияют на формирование позвоночного столба, а также стопы, что чревато развитием, в том числе и плоскостопия.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста

Почти у 17% всех дошколят наблюдаются те или иные патологии развития позвоночного столба. Нарушение осанки у детей дошкольного возраста не должно вводить родителей в уныние. Главное – вовремя обнаружить проблему и приступить к ее лечению. Кости дошкольника еще настолько эластичны, что исправление нарушения осанки вполне возможно. Массаж в этом возрасте считается очень эффективным средством.

Наконец, есть правила, соблюдая которые вероятность развития подобной патологии будет сведена к минимуму. Во-первых, приучать кроху к жестким матрасам. Не стоит присаживать малыша на мягкие подушки, где его спина примет круглую форму. Во-вторых, нужно укреплять мышцы живота.

Простое упражнение – выкладывание малыша на живот – способствует повышению тонуса брюшного пресса и формированию правильного крепкого мышечного корсета. Наконец, во время прогулки не стоит постоянно держать ребенка за руку. Для этого малышу приходится приподнимать одну руку, он, как будто, тянется к маме на ходу. Это способствует асимметричному развитию костного скелета.

Изменения у детей школьного возраста

Пожалуй, почти каждый родитель сталкивался с той или иной степенью подобной патологии у его ребенка школьного возраста. Современные дети крайне мало времени уделяют физическим нагрузкам, предпочитая им компьютер и телевизор. Конечно, это не может позитивно сказаться на развитии скелета.

Именно поэтому снижение физической активности – главная причина нарушения осанки у детей школьного возраста, причем это общемировая тенденция. Никаких особых секретов тут нет. Только изменив распорядок дня, можно получить здоровье. Режим ребенка должен быть сбалансированным относительно времени на отдых, занятия и физические нагрузки.

Нужно уделить внимание и питанию, добавив в него продукты с высокой питательной ценностью (не путать с калорийностью). Наконец, пребывание на свежем воздухе неизменно сопровождается движением, а значит – это лучший способ избавить ребенка от возможных проблем со спиной.

Как сформировать правильную осанку?

Не зря говорят, что профилактика избавляет человека от заболевания, а потому формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста должно начинаться еще в младенческом возрасте. Регулярный (1–2 раза в день) массаж крайне необходим крохе для укрепления костной системы. Ребенок пока почти не двигается, но его кости и мышцы уже будут чувствовать нагрузку, а значит, процессы в тканях будут протекать активно.

Когда малыш пойдет в детский сад, желательно привить ему любовь к физкультуре. В коллективе дети намного проще воспринимают необходимость проведения гимнастики. Они делают ее с удовольствием вместе с другими дошколятами, тогда как дома мало какая семья может похвастаться успехами на физкультурном поприще.

Для школьников терапия должна быть одновременно действенной и при этом интересной. К занятиям ЛФК можно добавить танцы, плавание, йогу или конный спорт. В обязательном порядке необходимо проконсультироваться с лечащим врачом относительно того, допустимо ли юному пациенту заниматься этим видом спорта.

Лечение и исправление

Как всегда, многое зависит от степени тяжести заболевания. Первая степень отлично поддается консервативному лечению. Вкупе с гибкостью костей результат можно увидеть уже спустя несколько дней. Вторая степень заболевания также поддается лечению традиционными терапевтическими методами. Однако ребенку придется приложить гораздо больше усилий. Кстати, результат будет виден не сразу, но это не говорит о бесполезности терапии.

Третья степень нарушения осанки считается очень серьезной. Традиционные консервативные методы тут бессильны, и ребенку требуется проведение операции. Четвертая степень представляет собой настолько сложные нарушения осанки у детей, что даже оперативные методы не в состоянии полностью их исправить. Хирурги стараются сделать все возможное, чтобы деформации причиняли минимальные неудобства ребенку в его жизни, но иногда избежать инвалидности не удается.

Исправить осанку у ребенка быстро и надолго не получится. Лечение – это процесс длительный, кропотливый. Методы терапии зависят от типа искривления у ребенка, от его возраста и других факторов. Есть золотой стандарт лечения нарушения осанки, который используется врачами:

  • ЛФК . Лечебная гимнастика – это основа терапии нарушения осанки. В самых простых случаях достаточно выучить комплекс упражнений, делать его и уже спустя пару месяцев можно полностью забыть о том, что у ребенка когда-то были проблемы с осанкой. Упражнения должны подбираться для каждого ребенка индивидуально.
  • Массаж . Общеукрепляющий массаж способен ускорить процессы восстановления нарушенной анатомии позвоночного столба. Он основан на разогревании, разминании и растирании мышц плечевого пояса и спины, благодаря чему восстанавливается лимфо- и кровоток. Некоторые мышцы укрепляются, другие – расслабляются. При сильных нарушениях осанки ребенку может быть показан и массаж у мануального терапевта. Оптимальный курс – 10 сеансов.
  • Физиотерапия . Здесь в основном применяются два метода: магнитотерапия и электростимуляция. Магнитотерапия улучшает клеточную проводимость, что косвенно повышает регенеративные функции. Электростимуляция необходимо для восстановления тонуса отдельных мышц, уменьшения диспластической симптоматики. Когда-то электростимуляцию мышц называли гимнастикой без движений, но заменять ею физкультуру нельзя.
  • Ношение ортопедических приспособлений . Научить ребенка правильной осанке сложно, в особенности если у него сформировалась стойкая привычка определенного положения тела. Помочь родителям с этой проблемой и детей помогут специальные корсеты (реклинаторы). Они призваны сводить лопатки ребенка ближе друг к другу, тем самым, плечи распрямляются. Подобные фиксаторы спинки наиболее хорошо исправляют сутулость.

И конечно, необходимо постоянно напоминать ребенку держать спину ровно, не сгибаться во время чтения или письма.

Нарушения осанки у детей

Нарушения осанки у детей – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в опорно-двигательном аппарате. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией позвоночника, болями в грудной клетке или спине, головными болями, астеновегетативным синдромом. Диагностика нарушений осанки у детей включает визуальный осмотр, рентгенографию (КТ, МРТ) позвоночника. Коррекция нарушений осанки у детей проводится с помощью лечебной физкультуры, массажа, мануальной терапии; по показаниям назначается ношение корригирующих корсетов.

Читать еще:  Торакалгия на фоне остеохондроза грудного отдела позвоночника

Общие сведения

Нарушения осанки у детей – различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Нарушения осанки встречаются у 2,1 % детей раннего возраста; у 15-17 % дошкольников; у 33% учащихся средней школы и у 67 % старших школьников. При своевременном проведении оздоровительных мероприятиях нарушения осанки у детей являются обратимыми, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками таких заболеваний опорно-двигательного аппарата, как сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа. Именно поэтому вопросы профилактики нарушений осанки у детей являются актуальными для современной педиатрии.

Причины

Дефекты осанки у детей могут носить врожденный или приобретенный характер. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушением формирования позвоночника (клиновидной деформацией позвонков, образованием дополнительных позвонков), дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом и др. К нарушению осанки у детей могут приводить родовые травмы, прежде всего, подвывих I шейного позвонка (травма атланта), кривошея.

Приобретенные нарушения осанки встречаются в 90-95% случаев и обычно выявляются у детей, имеющих астеническое телосложение. Непосредственными причинами, приводящими к нарушению осанки у детей, могут выступать неблагоприятные социально-гигиенические условия: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие учебной мебели (стола, стула) росту ребенка и низкая освещенность рабочего места, ношение портфеля в одной и той же руке и пр. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела. Здесь же следует отметить неблагоприятное влияние на формирующуюся детскую осанку таких действий взрослых, как постоянное ношение грудного ребенка на одной руке, попытки слишком рано сажать ребенка или ставить его на ножки, ведение ребенка во время прогулок за одну и ту же руку.

Приобретенные нарушения осанки у детей могут формироваться вследствие рахита, туберкулеза, полиомиелита, переломов позвоночника, остеомиелита, вальгусной деформация стопы, плоскостопия, остеохондропатии, деформирующих рубцов на спине, укорочения одной конечности и др. Довольно часто дети, страдающие близорукостью, астигматизмом, косоглазием или тугоухостью, вынужденно принимают неправильную позу во время работы, чтобы компенсировать дефект зрительного или слухового восприятия.

Предрасполагающими моментами для формирования нарушений осанки у детей служат слабое физическое развитие, неправильный режим, гипотрофия или ожирение, соматическая ослабленность ребенка, недостаток поступления в организм микроэлементов и витаминов.

Классификация

В детской травматологии и ортопедии выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

Нарушения осанки в сагиттальной плоскости характеризуются неправильным соотношением физиологических изгибов позвоночника:

  • сглаживанием всех позвоночных изгибов (плоская спина у детей);
  • увеличением поясничного лордоза, слабо выраженным шейным лордозом и грудным кифозом (плоско-вогнутая спина);
  • увеличением грудного кифоза с уменьшением поясничного лордоза (сутуловатость);
  • увеличением грудного кифоза наряду с практически полным сглаживанием поясничного лордоза (круглая спина, кифотическая осанка);
  • увеличением всех физиологических изгибов позвоночника (кругло-вогнутая спина, кифолордотическая осанка).

Определяющим признаком нарушений осанки во фронтальной плоскости (сколиотической осанки) служит асимметрия правой и левой половины туловища у детей. В отличие от сколиоза, при нарушении осанки во фронтальной плоскости асимметрия позвоночника у детей исчезает в положении лежа, отсутствует торсия позвонков, что указывает на функциональный характер деформации.

Степень нарушения осанки у детей может быть различной. При I степени отмечаются незначительные изменения осанки, которые можно устранить путем целенаправленной концентрации внимания ребенка. II степень нарушений осанки у детей характеризуется более выраженными деформациями, которые возможно устранить с помощью разгрузки позвоночника в горизонтальном положении или подвешивания ребенка за подмышечные впадины. При нарушениях осанки III степени у детей отмечаются деформации позвоночника, которые невозможно устранить путем разгрузки позвоночника. У дошкольников обычно наблюдаются нарушения осанки I-II степени; у детей школьного возраста – II-III степени.

Симптомы нарушений осанки у детей

Сами по себе нарушения осанки у детей еще не являются болезнью, но создают предпосылки для заболеваний опорно-двигательного аппарата и внутренних органов.

Главным признаком нарушения осанки является внешний вид стоящего ребенка. При сутуловатости голова наклонена вперед, плечи также подаются вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены. У детей с кифотической осанкой (круглой спиной) отмечается наклон головы вперед, опущение плеч, западение грудной клетки, «крыловидные» лопатки, полусогнутые в коленях ноги, уплощение ягодиц, слабый тонус мышц всего туловища. Кифолордотическое нарушение осанки у детей (кругло-вогнутая спина) характеризуется наклоном головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячиванием и свисанием живота (нередко висцероптозом вследствие слабости мышц брюшного пресса), большим углом наклона таза, максимальным разгибанием или переразгибанием ног в коленях. У детей с плоской спиной уменьшен наклон таза, грудная клетка смещена кпереди, выступают «крыловидные лопатки», живот отвисает. Нарушение осанки у детей по типу плоско-вогнутой спины сопровождается узостью грудной клетки, увеличением угла наклона таза, выпячиванием живота и ягодиц.

При асимметричной осанке у детей отмечается дугообразная деформация позвоночника с вершиной, обращенной влево или вправо; наклон головы в сторону; разноуровневое положение плеч, лопаток, сосков.

Нарушения осанки у детей в немалой степени способствуют изменению функционирования легких, сердца, органов пищеварения. Так, впалая плоская грудь и сутулая спина ограничивают полную экскурсию грудной клетки, делают дыхание поверхностным, что обусловливает кислородную недостаточность и снижение уровня обмена веществ. Дети с нарушениями осанки вялы, апатичны, страдают плохой памятью, анемией, подвержены заболеваемости ОРЗ, бронхитом, пневмонией, предрасположены к туберкулезу.

Вследствие чрезмерного прогиба в поясничном отделе позвоночника развивается слабость мышц брюшного пресса и, как следствие, опущение желудка и кишечника, запоры. Дети с нарушениями осанки различного типа могут предъявлять жалобы на боли в спине, быстрое утомление, головные боли, ухудшение зрения. Нарушения осанки у детей со временем могут приводить к развитию дегенеративных изменений позвоночника (остеохондроза), деформаций грудной клетки, межпозвоночных грыж, сколиоза, деформирующего остеоартроза.

Диагностика

Все случаи нарушения осанки требуют консультации детей вертебрологом или детским травматологом-ортопедом, проведения клинического и рентгенологического обследования.

Осмотр ребенка проводится в положении стоя спереди, сбоку и сзади. Основными визуальными критериями нарушения осанки у детей служат: выступающие назад и расположенные на разных уровнях и на разном расстоянии от позвоночника лопатки; отклонение отростков позвоночника от средней линии спины; несимметричность ягодичных складок, разноуровневое расположение подколенных ямок; вогнутая или выпуклая грудная клетка; несимметричность ребер, отведение плеч вперед и др. Иногда для большей точности прибегают к измерению различных параметров (расстояния между 7-м шейным позвонком и нижними углами лопаток, расстояния между лопатками, длины нижних конечностей, расчету плечевого индекса и др.).

Важное значение при диагностике нарушений осанки у детей имеет тест Адамса (наклон туловища вперед), с помощью которого определяется функциональное состояние изгибов позвоночника и наличие ротационного компонента, являющегося дифференциально-диагностическим признаком сколиоза.

Инструментальные методы обследования наиболее точны, поскольку позволяют избежать субъективных ошибок, связанных с визуальной диагностикой нарушений осанки у детей. В случае необходимости ребенку выполняется рентгенография, КТ или МРТ позвоночника.

Лечение нарушений осанки у детей

Лечебный комплекс при нарушениях осанки у детей должен быть направлен на формирование полноценного мышечного корсета, выработку правильного функционального стереотипа.

Основная роль в коррекции нарушений осанки у детей принадлежит лечебной физкультуре, массажу (общему, ортопедическому, с элементами ЛФК, мышц живота, грудной клетки, спины и поясницы), мануальной терапии, гидротерапии, лечебному плаванию, кинезиотерапии. У детей школьного возраста в комплекс лечебно-коррекционных мероприятий целесообразно включать занятия на гребном тренажере, велотренажере, гимнастических комплексах. Из методов физиотерапии при нарушении осанки у детей используется электростимуляция мышц спины, индуктотермия, электрофорез, общее УФО, пелоидотерапия, талассотерапия.

При необходимости ребенку назначается ношение специального корсета, поддерживающего мышцы спины.

Прогноз и профилактика нарушений осанки у детей

В большинстве случаев правильно организованный лечебно-двигательный режим способствует полной коррекции нарушений осанки у детей. При имеющихся стойких деформациях позвоночника может потребоваться хирургическая коррекция сколиоза.

Для профилактики нарушений осанки у детей крайне важны правильный режим дня, полноценное питание, сон на ортопедическом матрасе и подушке, точный подбор обуви, правильная организация рабочего пространства и др. Для выработки навыка правильной осанки детям необходима полноценная двигательная активность (прогулки, подвижные игры, гимнастика, занятия спортом), закаливание, профилактический массаж. Дети с нарушениями осанки должны состоять на диспансерном учете у детского ортопеда.

Причины нарушения осанки у детей дошкольного и школьного возраста, методы лечения

Причины нарушения осанки в школьном и дошкольном возрасте, показания к физической терапии. Упражнения для дошкольников и учащихся младших классов. Профилактические приёмы.

Неправильная осанка у детей дошкольного возраста вызывает напряжение в теле и позвоночнике. Из-за этого у ребёнка появляется привычка сутулиться, которая влияет на его рост, развитие и будущие постуральные рефлексы (совокупность реакций, обеспечивающих сохранение определённого положения тела или его части в пространстве).

Поэтому взрослым следует уделять много внимания осанке своего чада и прививать ему любовь к занятиям физкультурой. Только активный образ жизни поможет сохранить здоровье и избежать различных болезней.

Причины нарушения осанки

Родители всегда озабочены здоровьем своих детей. В последнее время много внимания уделяется состоянию осанки дошкольников и учащихся младших классов. Положение позвоночника формируется у человека с детского возраста, но быстрый рост скелета приходится на периоды 6—7 и 11—12 лет. Причины искривления осанки:

  1. Гиподинамия. Малоподвижный образ жизни, характерный для современных детей, приводит к дефициту активных действий. Из-за учёбы в школе, игр за компьютером, просмотров телевизора и отсутствия физических нагрузок ослабляется мышечный корсет, поддерживающий позвоночный столб.
  2. Частые нагрузки. Если долго выполнять физические упражнения с ошибками или читать лёжа, позвоночник постепенно будет деформироваться.
  3. Плохо организованное место для учёбы. Чтобы ребёнок всегда держал спину ровно, необходимо подобрать оптимальную для него высоту стула, хорошее освещение и достаточного размера рабочий стол. Для компьютерных игр и увлечений следует отвести другое место.

Проблемы с ЖКТ, неправильное питание или врождённые заболевания тоже могут привести к нарушению осанки у детей школьного возраста.

Лечение проблем позвоночника возможно несколькими способами. Например, детям с неправильной осанкой врач часто назначает специальный корсет для коррекции осанки, который поддерживает спину в нужном положении и не даёт ей сильно сгибаться. Он помогает ребёнку сидеть и стоять прямо. Медицинские корсеты для позвоночника рекомендуется приобретать в ортопедических салонах.

Расслабить мышцы, вывести из них токсины и улучшить кровообращение получится с помощью мануальной терапии. Спортивные нагрузки должны быть умеренными. Ребёнку с кривым позвоночником следует заниматься плаванием, йогой или гимнастикой. По утрам надо делать зарядку.

Лечебная физическая культура представляет собой комплекс специальных упражнений, проводимых с инструктором или родителями. Можно записать ребёнка в группу по ЛФК. Неправильную осанку получится скорректировать даже дома. Операцию на позвоночнике делают только в крайних случаях.

Показания к проведению занятий ЛФК

Гимнастику при нарушении осанки у детей выписывают при любом типе проблемы. Лечебная физкультура поможет укрепить стабилизирующие мышцы туловища без вреда детскому здоровью. Виды искривления осанки различаются по причинам развития и характеру проявления:

  1. Плоская спина. Характеризуется плоской грудной клеткой и выпяченными в разные стороны лопатками. Позвоночник недостаточно упругий и продолжает легко искривляться.
  2. Круглая спина. Усиленный физиологический кифоз и выраженный лордоз делают позвоночник излишне подвижным.
  3. Сутулая спина. Слабовыраженные прогибы с преобладанием кифоза формируют сколиотическую осанку, при которой одна лопатка выше другой. Такая патология встречается у людей любой возрастной категории.

При нарушенной осанке могут опускаться внутренние органы, при этом они перестают нормально функционировать. Также снижается объём лёгких, из-за чего возникает одышка и усталость. Лишняя нагрузка на мышцы и суставы отзывается болями в спине. Ребёнку становится сложно запоминать информацию, поскольку кровь недостаточно насыщена кислородом. Нарушенная осанка может сопровождаться головными болями, низкой самооценкой и отвержением своего физического «Я».

Обычно лечебную гимнастику для правильной осанки детям назначают вместо обычной физкультуры. Противопоказаний для неё нет, но врачи рекомендуют воздержаться от неё при наличии острых воспалительных заболеваний, вирусов и инфекций. Только после избавления от этих проблем можно приступить к лёгким упражнениям и постепенно переходить к более сложным.

Правила занятий и подготовка к ним

Когда специалист определит у ребёнка тип нарушения позвоночника и исключит противопоказания, он назначает ему комплекс упражнений, которые скорректируют и устранят дефекты. Перед занятиями необходимо убедиться, что ребёнок чувствует себя хорошо и ни о чём не беспокоится.

Хорошо поесть надо минимум за 2 часа до начала упражнений. ЛФК следует проводить в просторном помещении при комфортной температуре и хорошей вентиляции. Любой комплекс лечебной физкультуры состоит из разминки, основных упражнений, растяжки и расслабления.

Существуют правила, в соответствии с которыми следует организовывать занятия:

  1. ЛФК надо проводить не меньше трёх раз в неделю. Урок должен длиться не больше получаса для малышей до 7 лет, а для подростков — 40—60 минут.
  2. Детей также надо научить правильной технике дыхания.
  3. Движения надо совершать осторожно и плавно, постепенно усложняя их от урока к уроку.
  4. Ребёнок должен сообщать взрослым о любых болях и дискомфорте, возникающих во время проведения ЛФК.
  5. Упражняться следует только утром или днём.
Читать еще:  Гемангиома позвоночника отзывы после операции

Занятия должны быть системными и регулярными. Пропуски без серьёзной причины снизят положительное влияние физической терапии на организм детей.

Упражнения для дошкольников

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста часто проводится в форме игры. Малыши редко понимают, зачем им надо делать те или иные действия, когда им хочется побегать и попрыгать, поэтому занятия для них нужно сделать увлекательными, чтобы привлечь их внимание.

Упражнения для детей 6—7 лет:

  1. Начинают физическую терапию с ходьбы. Дети ходят по кругу, а взрослые следят за их осанкой. Малыши продолжают упражнение, но уже на носочках и с руками на поясе. Чтобы разогреть мышцы, ходьбу совершают с высоко поднятыми коленями. Каждую часть упражнения проводят в течение 15—20 секунд.
  2. Второе задание начинают с исходного положения ноги на ширине плеч. На вдохе медленно поднимают руки. Инструктору надо смотреть, чтобы малыши не прогибались в пояснице. На выдохе руки опускают. Выполняют упражнение 6 раз.
  3. Затем дети ложатся на спину. Руки вытягивают вдоль тела. Сначала поднимают правую руку и подтягивают к животу левую ногу. То же самое повторяют с другими рукой и ногой. Действия повторяют 6—8 раз.
  4. Следующее задание тоже выполняют лёжа. На выдохе поднимают ногу, чтобы она оказалась расположена перпендикулярно по отношению к телу, удерживают её пару секунд и опускают. Движение повторяют с каждой конечностью 3—4 раза. Ноги не должны сгибаться в коленях.
  5. Малыши переворачиваются на живот, приподнимают плечи и имитируют удары руками. Проделать задание надо 3—4 раза.
  6. Упражнения продолжают в том же исходном положении. Лёжа на животе, медленно поднимают верхнюю и нижнюю части тела. Немного прогнувшись, фиксируют положение на несколько секунд и расслабляются, вернувшись в изначальное положение. Повторяют упражнение 5—6 раз.
  7. Потом малыши встают на колени и опускают руки. Руки разводят в стороны, одну ногу выпрямляют и отводят вбок. Затем необходимо вернуться в исходное положение и повторить технику с другой ногой. Нужно сделать 6—8 подходов.

Когда занятия проводят в группе, инструктору необходимо уделять внимание каждому малышу. Если кто-то устаёт, тогда нужно сделать отдых на 1—2 минуты. Лечебную физкультуру рекомендуется проводить под музыку, чтобы деткам было весело и интересно.

На видео ниже показан хороший комплекс упражнений для детей 6-7 лет:

Лечебная физкультура для школьников

Гимнастика для осанки с детьми школьного возраста может проводиться в учебном заведении. Тех, кто освобождён от уроков физкультуры, записывают на ЛФК. Нарушения позвоночника часто выявляются во время медосмотра в школе.

Упражнения можно делать в домашних условиях, но под присмотром родителя, который будет следить за осанкой и правильным выполнением действий. Школьники могут сами принять и сохранить контрольную позу, оперевшись на стену спиной. Плечи поднимать нельзя. Затем можно заняться ходьбой, а после разминки начать упражнения с мячом или гимнастической палкой.

Программа упражнений для школьников:

  1. Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч. Ребёнок поднимает мяч или палку, глядя на снаряд. Затем прикладывает его к груди и возвращается в изначальное положение. Задание повторяется 4—5 раз.
  2. Необходимо поместить мяч в одну руку, завести его за спину, переложить в другую руку и вернуться в исходное положение. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палку или мяч поднимают двумя руками над головой. Соединяют лопатки, разводя локти в стороны. Затем делают наклоны влево и вправо 6—8 раз.
  4. Ребёнок ложится на спину, поднимает ноги, разводит в стороны и перекрещивает. Движения нужно выполнить 6—8 раз. При скрещивании ноги меняют.
  5. Известное многим упражнение «Велосипед» исполняют для тренировки брюшной стенки. Ноги поднимают, сгибают в коленях и имитируют движения велосипедиста в течение 30 секунд.

Эти задания направлены на развитие спинных мышц. В комплекс можно включить приседания с вытягиванием рук вперёд (на одном занятии их повторяют 15—20 раз). Действия совершают со снарядом или без. Если используется гимнастическая палка, её держат впереди или заводят за спину на уровне плеч.

На видео ниже показан ещё один комплекс упражнений для исправления осанки у детей:

Комплекс простых и доступных упражнений

Комплекс рекомендован не только малышам, но и подросткам. Приёмы уже давно используются в лечебной гимнастике при разных типах искривления позвоночника.

Каждое упражнение совершают по 5—6 раз за одну тренировку. Примеры заданий:

  1. «Замок». Упражнение выполняют стоя. Одну руку забрасывают сверху за спину, сцепляют с другой и оставляют так на 10 секунд. Затем руки меняют.
  2. «Кошечка». Дети встают на колени, опираются на ладони, прогибают спину, а затем выгибают её дугой.
  3. «Каталка». Необходимо лечь на живот и поочерёдно поднимать вытянутые руки и грудь, а затем таз с ногами.
  4. «Шарик в животе». Дети должны представить, что внутри них находится воздушный шарик, который при вдохе надо надуть, а при выдохе — сдуть.
  5. «Опора». Ребята встают у стенки, прижимаясь к ней спиной. Руки располагают вдоль туловища. Затем медленно приседают и встают, сохраняя положение.
  6. «Руки-верёвки». В положении стоя делают наклоны верхней частью туловища вперёд, чтобы она была параллельна полу. Руками болтают свободно, как верёвками.

Следующее упражнение сначала вызывает проблемы в исполнении. На голову надо положить книгу и ходить с ней, пытаясь удержать. Таким образом формируется ровная и привлекательная осанка. Также тренируются шейные мышцы.

Профилактические упражнения

Формировать осанку ребёнку нужно с ранних лет. Младенцам делают массаж, укрепляющий мышцы спины. Также им рекомендуется плавание уже в первые месяцы жизни. Родители смотрят за осанкой малыша в период сна, кормления и игр.

Упражнения для устранения проблем позвоночника советуют выполнять в целях профилактики, чтобы не заработать сколиоз. Их можно делать дома:

  1. Гимнастическую палку берут так, чтобы она оказалась спереди и снизу. Руки поднимают, отводя одну ногу назад, при этом прогибаясь в пояснице. То же повторяют с другой ногой. Задание повторяют 6—8 раз.
  2. Руки с палкой заводят назад, ноги вместе. Ребёнок поднимается на носочки, а руки отводит максимально назад. Локти не должны сгибаться. Вперёд наклоняться нельзя. Упражнение делают 5—6 раз.
  3. Палка снова впереди. Руки поднимают, затем опускают к груди и возвращаются в исходное положение. Приём повторяют 3—4 раза.

Завершить лечебную физкультуру можно ходьбой в течение 30—40 секунд. Даже если у ребёнка нет дефектов позвоночника, ему всё равно необходимо вести активный образ жизни. Отлично формируют осанку боевые искусства и верховая езда. Чтобы дети в старшем возрасте самостоятельно занимались ЛФК, необходимо привить им эту привычку ещё с ранних лет.

Причины и лечение нарушения осанки школьников

Доброго времени суток, уважаемые посетители сайта! Правильная осанка у школьника – одна из главных забот родителей. Именно в детском возрасте нужно сформировать полезную привычку – поддерживать спину в прямом положении, которая останется на всю жизнь.
В сегодняшнем обзоре вы узнаете, что такое нарушение осанки у детей школьного возраста, и какое лечение позволит устранить дефект.

Осанка у детей постепенно создается на протяжении детских лет, поэтому за время учебы в школе можно ее максимально улучшить.

Если нарушению осанки не уделить внимания, то в дальнейшем проблема проявиться в головных болях, сутулостью и значительным дискомфортом в области груди.

Нарушение осанки в школьном возрасте

Нарушение осанки у детей проявляется во всевозможных деформациях позвоночника в саггитальной и фронтальной плоскости.
Как утверждает статистика, проблемы со спиной бывают у 67% школьников старших классов, у 17 % дошколят и у 30 % учеников средних классов. В 2-3 % случаев нарушения проявляются у совсем маленьких детей.

При своевременной профилактике сколиоза у школьников дефекты становятся обратимыми. Застарелый недуг может спровоцировать снижение активности в грудной клетки, уменьшение амортизационных свойств позвоночного столба и проблемы с дыханием.

Нарушения осанки являются сигналом развития сколиоза, кифозов и поясничного лордоза.

Причины нарушений осанки у детей

Неправильная осанка может проявиться в результате приобретенных или врожденных причин. Нарушения с рождения формируются еще при внутриутробном развитии. К недугу приводят и родовые травмы.
Приобретенные нарушения выявляются в 90-95 % случаев. Чаще всего они бывают у людей, обладающих астеническим телосложением.

К дефектам спины могут привести определенные условия:

  1. Сумка или портфель носится в одной руке.
  2. Нехватка двигательной активности.
  3. Неподходящая мебель, которая не сочетается с ростом.
  4. Некачественное освещение.

Все эти факторы способствуют продолжительному нахождению в неправильном положении. На нарушения осанки может оказать влияние неправильный режим, лишний вес и ослабленные мышцы. При первых признаках детского сколиоза нужно обратиться к доктору. Квалифицированный специалист назначит лечение.

Как определить нарушение

Сколиоз у школьников сопровождается асимметрией плеч, выпуклостью живота и неестественной сутулостью.
Прежде чем проводить мероприятия по коррекции сколиоза, нужно провести осмотр и диагностику. Проверка выполняются в положении стоя.

Пятки ставятся рядом, а носки разводятся под углом 45 градусов. В некоторых случаях применяется рентген.
Если нарушение сразу определить, можно провести коррекцию.

Для этого применяются специальные упражнения для школьников. Простой комплекс упражнений при нарушении осанки детей может проводиться, как разминка.

Родителям стоит обратить внимание на такие симптомы:

  1. У ребенка пропал интерес к активным играм.
  2. Жалобы на болезненность в шее, голове и спине.
  3. Ребенок не может длительное время находится в одном положении.
  4. При движениях слышится хруст.

Последствия плохой осанки

Нарушение осанки отрицательно влияет на здоровье ученика.

В результате подобных недугов могут обнаружиться такие последствия:

  1. Нарушения с расположением внутренних органов.
  2. Постоянное микротравмирование позвоночного столба.
  3. Уменьшение объема легких.
  4. Головные боли, дискомфорт в спине и снижение памяти.

Дефекты в грудном отделе позвоночника могут привести к остеопении. Данное заболевание характеризуется ослаблением костных тканей.

Неполноценное усвоение кальция и проблемы с обменными процессами могут спровоцировать ломкость костей и защемление внутренних органов.

Лечение и профилактика

Теперь узнаем, как сохранить осанку школьника. Важно постоянно следить за конфигурацией спины. При сидячей работе важно периодически делать перерыв.

Рекомендуется корректировать высоту стола в соответствии с ростом ребенка. При сидении за партой спина ребенка должна прилегать к спинке стула. Сидеть нужно прямо и не склонять спину и голову вперед. Стопы ног должны ставится на полу. Под стол можно поставить специальную подставку.

Для формирования правильной осанки у школьников необходимо соблюдать такие правила:

  1. Следует организовать рабочее место. Понадобится удобная подушка и ортопедический матрас.
  2. Обувь нужно подбирать с учетом размера ног.
  3. Регулярное проведение специальных упражнений.
  4. Нельзя сидеть или стоять на одной ноге.
  5. Негативно отражается на спине ношение больших тяжестей.

Мануальная терапия рекомендуется при смещении позвонков. Процедура выполняется 1-2 раза в неделю. Дополнительно рекомендуется массаж, гимнастика и электростимуляция мышц. Массаж помогает убрать застойные явления, расслабить зажатые мышцы и устранить болезненные ощущения в спине.

Корректирующий корсет

Специальный корсет для осанки назначают при искривлениях позвоночного столба. Для поддержания спины рекомендуется корригирующее устройство.

Стоит выделить следующие варианты ортопедических конструкций:

  1. Согревающий корсет делается из натуральной шерсти. Такое изделие помогает согреть тело и стимулировать кровоток.
  2. Модели, защищающие спину при хождении. Изделия могут иметь различную степень жесткости. Для этого применяются вставки из пластика и металла.
  3. Поддерживающие конструкции применяются для исправления искривлений.

Перед приобретением изделия нужно определиться с типом устройства. Фиксирующие модели применяются для уменьшения нагрузки на позвоночный столб.

Корректирующие изделия актуальны для выравнивания позвоночника. Для тренировки для осанки можно использовать специальные изделия, которые делаются на заказ.

Читать еще:  Боль в локтевом суставе с внешней стороны руки

Для создания правильной осанки школьника следует носить изделие по несколько часов в день. Дополнительно к корсету нужно выполнять лечебную гимнастику, массаж и заниматься плаванием.

При 2- ой степени сколиоза изделие носится не менее 20-23 часов. При тяжелых формах сколиоза фиксаторы требуется носить продолжительное время.
Использовать ортопедические изделия следует по назначению врача. Специалист проводит корректировку размера.
Корсет может понадобиться при получении травм спины, при развитии искривлений и при сильной сутулости.

Спорт

Для лучшего лечебного эффекта корректирующие устройства нужно совмещать с занятиями спортом, плаванием и массажем.
Нарушение осанки у школьника предполагает выполнение специальных упражнений. Физкультура позволяет укрепить мышцы спины, правильно сформировать скелет и защитить от дегенеративных процессов.
Для выравнивания осанки занятия следует проводить регулярно. Рекомендуются упражнения для укрепления брюшного пресса, мышц спины и для грудной клетки.

Приобретенные искривления можно исправить с помощью следующих видов спорта:

  1. Гимнастика способствует активизации кровотока, коррекции деформаций и укреплению структур позвоночного столба.
  2. Плавание помогает разгрузить позвоночный столб и тонизирует мышечный корсет. В результате тренировок улучшается двигательная активность.
  3. Конный спорт полезен для стимулирования кровообращения.
  4. Танцы способствуют развитию координации движений, созданию правильной походки и исправлению осанки.
  5. Йога применяется для растяжения мышечного корсета, устранения застойных явлений и для выравнивания позвоночника.

При искривлении спины полезно прогибание тела. Особенно в грудной клетке. Стоит выполнять и круговые вращения руками. Эффективно и отведение рук назад.

Упражнения на осанку для школьников

Лечебная физкультура основана на таких упражнениях, как вытягивание рук к верху, поднимание надплечий и отведение рук в стороны. Можно использовать и специальные гимнастические снаряды – небольшие гантели, мяч и палку.
Комплекс рекомендуется выполнять за час до еды. Упражнения можно начинать с 5-7 повторов, а затем увеличивать их до 10-15 раз.

Вот некоторые движения:

  1. Самолет. Руки разводятся в стороны и выполняются наклоны в разные стороны.
  2. Мельница состоит из круговых движений руками.
  3. Дровосек. Упражнение выполняется в позиции стоя. Делаются широкие замахи с наклонами вперед.
  4. Рыбка. Следует лечь на живот. Сначала поднимаются руки и верхняя часть туловища, а затем ноги.
  5. Ласточка. Нужно встать прямо и отводить назад ногу. Одновременно руки разводятся в стороны.
  6. Велосипед эффективен для тренировки брюшной полости.

Надеюсь, вам пригодится данная статья. Регулярные тренировки помогут исправить осанку. До новых встреч, уважаемые гости!

Профилактика и лечение нарушений осанки у детей дошкольного возраста

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема распространенная и встречается у 16-17% всех детей младше 7 лет. Многие родители не считают это серьёзной проблемой и совершенно напрасно.

Искривленная осанка – не просто некрасивый дефект, но и является вполне реальной основой для развития заболеваний позвоночника и опорно-двигательного аппарата. Однако, все изменения в осанке, выявленные в раннем возрасте, являются обратимыми и могут быть устранены с помощью различных процедур и мероприятий, о которых будет рассказано в этой статье.

Как формируется осанка

Прежде всего, осанка зависит от формы позвоночника, который, конечно же, не может быть прямым как палка. Изгибы позвоночника позволяют нам сохранять равновесие и амортизируют толчки и удары во время движения. Позвоночник новорожденного ребенка похож на дугу.

После того, как малыш научится поднимать и держать голову, начинает формироваться первый позвоночный прогиб – шейный лордоз.

В возрасте примерно 10 месяцев, дети постепенно учатся стоять и ходить, вследствие чего, под действием силы тяжести брюшные мышцы выпирают вперед, увеличивается угол наклона тазовых костей и формируется поясничный лордоз.

Процесс формирования осанки заканчивается с образованием арочной формы костей стопы в возрасте 3-4 лет.

Причины нарушения осанки

Искривление позвоночника у дошкольников может быть как врожденным, так и приобретенным. К врожденным причинам относятся:

  • Родовые травмы, а конкретно, подвывих шейного позвонка – смещение поверхностей двух соседних позвонков;
  • Дисплазия соединительной ткани;
  • Кривошея;
  • Аномалии при внутриутробном формировании позвоночника (клиновидные позвонки, деформация позвонков).

Эти нарушения обнаруживаются примерно у 5 из 100 детей с деформацией осанки. Все остальные получили приобретенное искривление позвоночника.

К причинам его возникновения относятся:

  1. Избыточная масса тела;
  2. Гиподинамия – современные дети стали меньше двигаться, чаще предпочитая игры на свежем воздухе просмотру телевизора и электронных гаджетов. Из этого вытекает причина строчкой ниже;
  3. Неразвитость мускулатуры;
  4. Несбалансированный рацион питания;
  5. Ошибочные действия родителей (слишком ранняя посадка/постановка на ножки);
  6. Неправильно подобранная мебель для ребенка или слишком мягкий матрас. Неудобный, слишком высокий или низкий стол и стул вынуждают ребенка принимать неправильную позу во время рисования или других занятий. Дети сутулятся, перекашиваются, пытаясь занять удобную позицию и нанося вред своей осанке;
  7. Некоторые перенесенные заболевания (рахит, туберкулез).

Если вы обратили внимание на отклонения в осанке вашего ребенка, не закрывайте глаза на эту проблему, ведь деформация позвоночника может привести к сдавливанию внутренних органов и сбоям в их работе, снижению концентрации памяти и внимания, повышенной утомляемости.

Как выявить деформацию осанки у ребенка

Попросите ребенка раздеться до трусов и встать ровно.

  • Плечи должны быть расположенными на одной линии;
  • Угол между плечом и шеей должен быть одинаковый с обеих сторон;
  • Грудная клетка должна быть ровной, без западаний и выпячиваний.
  • Живот втянутый, грудная клетка приподнята;
  • Позвоночник имеет плавные физиологичные изгибы;
  • Угол наклона таза составляет 35 градусов у мальчиков и 55 у девочек;
  • Ноги прямые.
  • Лопатки расположены ровно, на одной и линии и одинаково удалены от позвоночника;
  • Подъягодичные складки должны быть симметричны.

Прислоните ребенка в ровном положении спиной к стене. Пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок должны касаться поверхности стены, а расстояние между ней и телом в районе шеи и поясницы должно составлять 2-3 пальца.

Также не лишним будет проведение теста на развитость спинных мышц. Ребенок укладывается на стол или другую твердую возвышенную поверхность так, чтобы часть тела выше поясницы находилась на весу. Ноги должны удерживаться родителем, руки ребенка вытянуты по швам и лежат на поясе.

Ребенок — дошкольник в норме должен удерживать горизонтальное положение около 30-60 секунд.

Специалист назначит дополнительные исследования, позволяющие наиболее точно установить степень изменений – рентгенография, компьютерная томография, а также дополнительно направит к детскому ортопеду или хирургу.

Виды искривления осанки

Нарушения могут происходить в двух плоскостях – фронтальной и сагиттальной. Основные виды искривлений в сагиттальной плоскости:

  1. Сутулость – торчащие «крыловидные» лопатки, выпячивающаяся грудная клетка, согнутая голова;
  2. Круглая спина – походка на полусогнутых ногах, крыловидные лопатки, выпяченный живот;
  3. Кругло-вогнутая спина – увеличение грудного и поясничного изгибов, походка на полусогнутых ногах;
  4. Плоская спина – позвоночник прямой, без физиологичных изгибов. Выпирает живот, грудная клетка выдвинута вперед;
  5. Плоско-вогнутая спина – уплощение грудного отдела, таз смещен назад, крыловидные лопатки;
  6. Сколиоз – искривление позвоночного столба, нарушение симметрии тела.

Деформации во фронтальной плоскости не подразделяются на виды и могут быть вызваны гипертонусом мышц в одной части тела, что и вызывает искривление позвоночного столба.

Это явление носит название сколиотической дуги, не следует путать с истинным сколиозом.

Сколиоз возникает при несвоевременном лечении и коррекции этого состояния и имеет 4 степени тяжести:

  • I стадия. Незначительные изменения осанки. Искривление позвоночника можно выявить только путем рентгенографии, и оно не составляет более 30%;
  • II стадия. Деформация осанки более выражена и видна невооруженным взглядом. Уровень искривления 30-60%;
  • III стадия. Ярко выраженная деформации, клиновидная форма позвонков. Искривление может достигать 90%;
  • VI стадия. Процент искривления более 90%.

Последствия деформации осанки

Нарушение осанки не считается заболеванием, однако требует обязательного лечения. Отклонения в формировании скелета приводят к патологиям позвоночника, неправильному распределению нагрузки на суставы, отсюда вытекают такие проблемы как их преждевременный износ, ухудшение работы внутренних органов.

К последствиям не вылеченной искривленной осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.

Именно поэтому так важно вовремя выявить нарушения и начать коррекцию этого состояния.

Методы исправления искривленной осанки

Лечение деформированной осанки чаще всего поддается консервативной терапии, без участия лекарственных средств. Однако в тяжелых случаях — врожденных или приобретенных деформаций спины с прогрессирующим развитием, может потребоваться оперативное хирургическое вмешательство.

Классический способ лечения искривлений подразумевает под собой целый комплекс мер, сюда входят:

  1. 1. Лечебная физическая культура. Сбалансированная и грамотная физическая нагрузка способна показывать хорошие результаты, укрепляя мышечный корсет и корректируя последствия развития искривления. Данная процедура должна быть систематической, а не одноразовой. Комплекс упражнений включает в себя нагрузку на разные группы мышц – спины, пресса, груди. Для повышения эффективности могут использоваться спортивные снаряды – мяч, палка, гантели. Ниже даны простые упражнения, которые ребенок сможет выполнять и дома, под контролем родителей:
    • Ходьба на месте с подниманием коленей, руки лежат на поясе;
    • Ходьба на носочках, руки лежат на поясе;
    • Наклоны в стороны, руки лежат на поясе;
    • Приседания, спина прямая;
    • Поднятие прямых рук с легкими гантелями в положении сидя;
    • Сведение и разведение лопаток в позиции сидя.
  2. Массаж, который должен осуществляться грамотным специалистом. Убирает зажатость мышц и укрепляет их, налаживает обменные процессы, восстанавливает микроциркуляцию, улучшает кровоток и лимфоток;
  3. Корсет, корректирующий осанку. Один из самых эффективных методов для исправления искривлений у дошкольников и учащихся начальной школы. Представляет собой ортопедическое приспособление, которое снимает нагрузку с позвоночника, выравнивает его и приучает ребенка держать спину ровно. Может использоваться с шестилетнего возраста, необходимость ношения корсета определяется врачом.

Советы для родителей

Родители должны помнить, что на них лежит ответственность и забота о том, чтобы ребенок всегда держал спину правильно и ровно. Приучите своего малыша к правильной позе во время сидения на стуле и за столом. Локти должны лежать на поверхности, а не свисать, плечи расположены симметрично столу, стопы полностью стоят на полу, колени и бедра согнуты под прямым углом.

Тщательно контролируйте, чтобы ребенок не закидывал ногу на ногу, не ложился на стол грудью, не подгибал ноги, не сидел боком к столу. Мебель должна подбираться индивидуально под ребенка, в соответствии с его ростом.

Ваше чадо должно выработать привычку правильной осанки, которая очень поможет ему на всем протяжении дальнейшего обучения в школе, когда придется долгие часы просиживать за партой и приготовлением домашних заданий.

Разнообразьте рацион ребенка, особую роль отводя свежим овощам и фруктам, а также продуктам, богатым кальцием – сыр, творог, кунжут, рыба. Также весьма полезны для суставов такие блюда как холодец и желе.

Приобщайте детей к активным играм и прогулкам на свежем воздухе собственным примером. Поверьте, для них нет ничего интересней, чем погонять в футбол с папой или побегать наперегонки с мамой. Все эти занятия способствуют развитию и укреплению мускулатуры.

Дополнительно стоит подумать о том, чтобы записать ребенка в какую-либо спортивную секцию.

Наилучшими видами спорта для детей с нарушениями осанки станут:

  1. Плавание – укрепит мышечный корсет, снимет нагрузку с позвоночника, улучшит двигательную координацию;
  2. Гимнастика – укрепит мышцы тела, развивает гибкость суставов, мягко корректирует деформированный позвоночник;
  3. Конный спорт – укрепление мышечного корсета, учит держать равновесие, равномерная нагрузка на все мышцы тела, улучшает кровообращение;
  4. Йога – укрепит и растянет мышцы спины, выровняет позвоночник.

Поменяйте матрас ребенка на более твердый, отдавая предпочтение наполнителю из кокосового волокна. Матрасы из него отличаются ортопедическими свойствами, обладают необходимой жесткостью и упругостью, долговечны и практичны. Подушка также не должна быть излишне мягкой и высокой.

Подберите ребенку удобную ортоправильную обувь с супинаторами, это поможет избежать плоскостопия, которое также может быть причиной искривления осанки.

Осанка – это то, что развивается с самого раннего детства, поэтому следует особо внимательно относиться к малышам в возрасте до 3 лет:

  • Не укладывайте и не сажайте грудничков на мягкие перины и матрасы, подушка ребенку до 1 года не нужна совсем;
  • Не торопите физическое развитие – не сажайте и не пытайтесь учить ходить кроху тогда, когда его мышцы еще совсем не готовы к этому. Ребенок должен самостоятельно произвести свои первые попытки встать и сесть;
  • Следите за тем, чтобы не водить на прогулках ребенка всегда за одну и ту же ручку.

Все эти меры обязательно дадут положительный результат, и ваш ребенок будет радовать вас красивой, ровной осанкой и прямой спиной.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector